ОмГУ » Драматический театр » Древнерусский театр
Древнерусский театр
Участники представления, изображающие монахов, образуют хороводы, поют и приплясывают. Возвращается игумен и спрашивает: «Живы ли мои лошади?» - на что хор отвечает: «Наши живы, а ваши подохли». Такой же ответ игумен получает на все вопросы о своих животных. Ответив в последний раз, хор разбегается от рассерженного игумена.
Это игрище уже выходит за пределы игры и представляет простейшую форму народного театра, потому что в нем действие начинает служить средством выражения идеи.
Но далеко не все старинные обряды проходили этот путь. Некоторые из них, теряя магический смысл, превращались в церемонию, сопровождающую какое-либо важное событие в жизни человека и семьи (свадьбу, рождение, похороны) и призванную подчеркнуть его значительность.
Эти обряды нередко заключают в себе многочисленные элементы игры-представления, не имеющие, однако, самостоятельного значения. Наиболее ярким и сложным из обрядов такого рода является свадебный. Русская народная свадьба состоит из ряда церемоний, характер которых и чередование установлены традицией. Части свадебного обряда - сватовство, сговор, девичник, собственно свадьба и другие - включали в себя драматические и комические элементы. Драматическое и лирическое начала свадебного обряда были связаны с традиционным оплакиванием невесты подругами и таким же традиционным «плачем» самой невесты. Праздничный и радостный характер обряда выражался в ярком комизме, находчивости и остроумии сватов и дружек, а в особенности в веселой торжественности свадебного пира. Насыщенность свадебного обряда игровыми моментами нашла свое проявление в народном выражении «сыграть свадьбу».
В условиях классового расслоения общества и принятия христианства как религии господствующего феодального класса именно народное творчество являлось носителем элементов рождающегося русского театра. Отражая действительность с точки зрения народа, народный театр начал показывать то, что интересовало и волновало народ.