ОмГУ » Драматический театр » Советские исследователи
Советские исследователи
То же стремление вмешаться в жизнь природы выражено в обряде «закликання» весны. Большое значение в обрядах имела вера первобытного человека в магическую силу изображения. Обычай рядиться животными во время праздничных гуляний, очевидно, восходит к древним обрядам, когда люди, изображая животных, пытались таким образом подчинить их своей воле. В обрядах зарождались элементы театра: драматическое действие, ряженье, диалог.
В VIII-IX веках в связи с переходом от родового строя к феодальному происходит образование древнерусского государства. В условиях новой формации старые обряды, создававшиеся в иной исторической обстановке, постепенно теряли свое первоначальное магическое значение и непосредственную связь с трудовой деятельностью и превращались в игру-представление, в игрище, являвшееся переходом от обряда к народному театру. Некоторые из игр еще сохраняют тесную связь с трудовыми обрядами.
Такова хороводная игра «Ленок». Хоровод выбирает «мать» и несколько «дочерей». Одна из них запевает:
Научи меня, мати, На лен землю пахати!
«Мать» показывает, как «на лен землю пахати», играющие дочерей повторяют ее движения, а хор в это время поет:
Да вот этак, дочи, дочушки! Да вот этак, да вот этак!
Вслед за тем участники игры изображают все приемы сева, уборки и обработки льна.
Связь со старинными трудовыми обрядами заметна и в игре-песне «А мы просо сеяли, сеяли...». Игра состоит в том, что парни и девушки становятся рядами друг против друга и каждая из сторон, поочередно обращаясь к другой, действием иллюстрирует то, о чем говорится в песне.
Превращение игры в простейшую форму народного театра видно на примере игры-представления «Игумен», изображающей сурового игумена, который, уезжая из монастыря, не велит монахам в его отсутствие «ни скакать, ни плясать», а приказывает молиться богу и его, игумена, скот пасти.