ОмГУ » Драматический театр » Советская историко-театральная наука
Советская историко-театральная наука
Так, реализм Щепкина, начавшего играть в 1790 году, явно «не укладывается» в схему «классицизм- романтизм - реализм». Не ставя проблемы просветительского реализма, мы не можем понять самой сути сложного и противоречивого творческого облика великого реформатора русского театра, в искусстве которого просветительский реализм переходит в критический.
Советское литературоведение уже вплотную подошло к решению этих вопросов. Старое представление о закономерности смены художественных методов подверглось критике в ряде работ историков и теоретиков литературы
Много нового внесли в изучение истории русского театра работы советских литературоведов, посвященные древнерусской литературе и XVIII веку, который в течение многих десятилетий рассматривался как эпоха сплошного подражания Западу и господства придворно-аристократической культуры.
Пересмотр неверных взглядов на русский классицизм, проделанный советскими исследователями, не может быть отделен от той переоценки традиционных взглядов на западный классицизм, которая была сделана историками зарубежной литературы и театра. Созданная ими новая концепция направлена прежде всего против отождествления идейных и эстетических основ классицизма с идеологией абсолютизма и придворно-аристократической эстетикой. В трудах советских исследователей поставлен вопрос о классицизме как об исторически закономерной и прогрессивной стадии развития после ренессансной европейской культуры. В новых социально-исторических условиях классицизм при помощи особого художественного -метода и в особых формах развивал гуманистические начала, приобщая литературу и драматические искусства к «большим национальным и государственным проблемам своего века»
Ошибочные взгляды на классицизм, свойственные культурно-исторической школе, а затем утверждавшиеся вульгарными социологами, были преодолены в трудах С. С. Мокульского, Ю. Б. Виппера, Д. Д. Обломиевского, Б. А. Кржевского, Н. И. Балашова, Н. А. Сигал, Е. Н. Купреяновой и других исследователей французского классицизма.