ОмГУ » Драматический театр » История русской литературы
История русской литературы
Происходило это потому, что отрицание самостоятельности дореволюционного театра совпало с пролеткультовским отказом от старой культуры как культуры враждебных революции классов дворянства и буржуазии. Сам Евреинов в первые годы революции выступал в качестве историка театра.
В статье «О русском театре не русского происхождения» (напечатанной в 1922 году в сборнике статей Евреинова под «смелым» названием - «Театральные новации») Евреинов доказывал, что, собственно, русским дореволюционный театр не был: создан он был по западному образцу, а затем продолжал оставаться подражательным, начиная с театра при царе Алексее Михайловиче и кончая Художественным театром. И не только театр, но вся русская культура оказывалась «не русского происхождения». Обосновывая свою мысль, Евреинов ссылается на книгу Е. П. Карновича «Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими», вышедшую в Петербурге в 1886 году, автор которой, заменяя научную убедительность настойчивостью и упорством, твердит об иноземном происхождении едва ли не всех выдающихся русских писателей XVIII и начала XIX века: «...Сумароков - потомок шведского выходца, Херасков - происхождением волох Автор «Недоросля» Фон-Визин происходил от взятого в плен при Иване Грозном ливонского рыцаря Карамзин (Кара-мурза) происходил из татар, Озеров от выезжего немца. Знаменитый автор «Горе от ума», несмотря на свою вполне великорусскую фамилию, был, однако, неотдаленный потомок поляка Гжибовского Жуковский по матери был турок, а по настоящему отцу Бунину (Буникевский) - потомок поляка Поэт Лермонтов произошел от выехавшего и» Польши шотландца, а по матери, Арсеньевой, от татарина, Гоголь- от польского шляхтича Яновского, принявшего малороссийскую фамилию Гоголь Наконец, Пушкин был по мужскому колену потомок выехавшего в Россию в половине XIII столетия немца Радиш, а по женскому - африканского негра».