ОмГУ » Драматический театр » Новые черты в истолковании классицизма
Новые черты в истолковании классицизма
За полуторавековой период своего существования русская театральная историография прошла большой путь, накопила огромный запас фактов и обрела богатый научный и методический опыт. Высокая исследовательская культура, научная достоверность трудов наших крупнейших дореволюционных историков театра, например, Александра Веселовского, Тихонравова, Пыпина, Пекарского и ряда других, определяет научную ценность их работ и для нашего времени. Труды этих ученых стали той крепкой базой, на основе которой развивалась историография русского театра в Советскую эпоху.
Новый этап историографии русского театра в целом и в изучении его истории от истоков и до начала XIX века в частности начинается после Октябрьской революции, когда история театра, осваивая марксистско-ленинскую методологию, приобретает подлинную научную основу. Этому способствовали и новые научно-организационные формы и масштабы, в которых развивается научно-творческая жизнь театроведения с первых лет революции. Оно перестает быть придатком к филологии, к истории литературы и вырабатывает свою методику, в конечном счете обусловленную спецификой театра как вида искусства. Этому способствовало и то, что после революции были созданы научно-исследовательские институты (Государственная Академия художественных наук, Институт истории искусств в Ленинграде) и другие организации и учреждения (вроде историко-театральных секций Театрального отдела Наркомпроса и РТО), занимавшиеся изучением истории русского театра. Возросли и усилились связи театроведения с жизнью современного театра.
Однако путь советской театральной историографии был сложен. На первых шагах она не избежала наиболее отрицательных сторон дореволюционной историко-театральной школы.
Так, в течение долгого времени в работах, посвященных истории русского театра, сохранялась, и притом в вульгаризованном виде, мысль о его несамостоятельности и подражательном характере. Самые ошибочные утверждения компаративной школы в истолковании ее эпигонов - дилетантов в науке вроде Евреинова принимались некоторыми историками театра в качестве краеугольных камней марксистской историко-театральной концепции.