ОмГУ » Драматический театр » Идейно-методологическая ошибочность
Идейно-методологическая ошибочность
Главным недостатком современного театра Лукомский считает разрыв между зрителем и сценой. Попытки «расшевелить нашего равнодушного всегда буржуазно-банального зрителя и заставить его «слиться с действом»2, вроде уничтожения рампы или ставшего уже традиционным выхода актеров в зрительный зал, Лукомский называет неудачными «трюками». Для преобразования театра нужна коренная реконструкция зала и сцены.
Об идейном содержании театрального «действа», о репертуаре в книге почти не говорится. По словам автора, он дает всего «несколько строк напоминаний о той классической литературе и о тех пьесах, которые составляли театральный репертуар того времени».
Даже рецензент мейерхольдовского журнала «Любовь к трем апельсинам», высоко оценивший книгу за призыв к возвращению театру утраченной им «театральности», писал: «Можно почувствовать, что полное уклонение в сторону архитектурную очень приятно после историко-литературных, религиозно-общественных, философских и иных увлечений обычного типа исследователей старинных театров, но едва ли является вполне правильным, ибо слишком оставляет в стороне то, что и то, как игралось на исчезнувших театрах. Можно подивиться, что влияние репертуара на сценические и даже архитектурные формы рассматривается как-то crescendo.
Идейно-методологическая ошибочность этого рода историко-театральных концепций в наше время очевидна. Но вместе с тем следует указать, что исследователи, призывавшие изучать историю театра как историю спектаклей и техники их создания, внесли много ценных сведений в мало разработанные стороны истории театрального искусства, поставили проблему реконструкции спектакля,, выявили значение театральной иконографии, стали изучать особенности сцены и ее оформления.
В книге Лукомского о старинных театрах, в работах В. Я. Курбатова («Перспективисты и декораторы». - «Старые годы», 1911, июль-сентябрь), СП. Яремича («О театральных постановках в XVIII веке». - «Старые годы», 1911, июль - сентябрь), Лукомского («Старинные театры») были заложены основы исторической сценографии.