ОмГУ » Драматический театр » Истории русского театра
Истории русского театра
Создание театра при дворе царя Алексея Михайловича исследователь объясняет влиянием Запада, а именно - рассказами русских послов о представлениях в иноземных театрах. В этом же плане освещена история театра XVIII века: «...к Выезжим французам идет на выучку Сумароков, к немцам - Федор Волков».
Творчество Фонвизина Веселовский разлагает на множество подражаний и заимствований, выходящих, по его определению, за пределы «добросовестности», и даже пытается найти у русского писателя примеры «явного плагиата». В результате такого «анализа» Фонвизин оказывается чуть ли не плагиатором. «Степень оригинальности его творчества значительно понижается» - констатирует автор. Совершенно беспомощным становится Веселовский, когда сталкивается с явлениями, не укладывающимися в методику «влияний» и «подражаний». Так, говоря о характере Простаковой, создание которого было важным достижением обличительно-реалистической линии в развитии русской литературы и драмы, Веселовский заявляет, что такой характер Фонвизин создал просто «невзначай».
Веселовского содержит в себе большой и ценный материал о культурных связях России и Запада. В частности, интересны сведения, в значительной части впервые широко приведенные в этой книге, о переводах и постановках в России пьес западных писателей. Но в целом работа Веселовского отмечена печатью того вуль-гаризованного компаративизма, который впоследствии породил неверное представление об ученых этой школы вообще как о «безродных космополитах», сознательно принижающих значение русской культуры.
Мысли, выраженные в этой книге, оказали значительное влияние на историографию русского театра не только его раннего периода, но и нового времени.
Значительный интерес представляют собой также статьи и исследования Веселовского, собранные в сборниках «Этюды и характеристики», и работы о Мольере и Грибоедове (в особенности о «Мизантропе» Мольера), которые содержат огромный фактический материал и ряд ценных наблюдений и замечаний.