ОмГУ » Драматический театр » Сравнительная методология
Сравнительная методология
Принципы историко-сравнительной школы нашли свое обоснование и практическое применение в работах Александра Веселовского. Будучи историком и теоретиком литературы, он историей театра почти не занимался, но его труды оказали большое на развитие гуманитарных наук, указав новые области изучения истории культуры, подняв огромные пласты первоисточников и значительно обогатив приемы и методику научного исследования в работах: «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе» (1861); «Южнорусские былины» (1881-1884); «Святочные маски и скоморохи» (приложение II к «Разысканиям в области русских духовных стихов» (1883); «Три главы из исторической поэтики» (1899); «Поэтика сюжетов» (1897-1906).
Большой интерес представляет собой исследование «Святочные маски и скоморохи», в котором Веселовский касается вопросов истории и теории театра. Поразителен объем научной информации, которая содержится в этой работе. Изучая вопрос о русских святочных масках и происхождении скоморохов, автор попутно излагает колоссальный материал о масках, народных актерах и представлениях в древнем мире, Византии, в ряде стран Востока и средневековой Европы. Но, введя в научный обиход множество ценных фактов, не утративших своего значения вплоть до наших дней, Веселовский приходит к выводу, в сущности, предопределенному его методологией, и утверждает, что скоморошеские игры были заимствованы из-за рубежа и лишь позднее стали «народным обычаем».
Историей русского театра много занимался Алексей Веселовский, известный историк литературы, работы которого сыграли большую роль в распространении взглядов компаративной школы на историю и современное состояние литературы и искусства. В облике Алексея Веселовского органично сочетались ученый, критик публицистического склада и популяризатор. Его многочисленные труды, в особенности статьи, сочетавшие научность с публицистической остротой и блеском литературной формы, его работы, посвященные сравнительному анализу Мольера и А. С. Грибоедова, сделали его имя в широких кругах интеллигенции едва ли не более известным и значительным, чем имя его брата Александра Веселовского, ученого строго академического стиля.