ОмГУ » Театральные горизонты » На рубеже двух веков
На рубеже двух веков
На рубеже двух веков - века нынешнего и века минувшего - подобно Данте, поднялась в нашем искусстве колоссальная фигура Станиславского, который со своим театром завершал развитие русской театральной культуры XIX столетия, а затем стал продолжателем ее в новом столетии.
В чем же непреходящее обаяние имени и дела Станиславского, его учения, так ярко озарившего путь театра, давшего в руки пытливого ищущего актера и режиссера заветную ариаднову нить? В неизменном рыцарском служении правде, в неизменной верности жизни и, конечно же, в мудром постижении скрытых движений души человеческой, в неукротимой страсти постоянного и неустанного самосовершенствования, в пламенеющей любви к искусству, до края заполнившей всю его жизнь.
- Кто же я такой, - спрашивал себя Станиславский, заканчивая последние страницы книги «Моя жизнь в искусстве».
И сам же он отвечал на это: «...мне хочется сравнить себя с золотоискателем, которому сперва приходится долго странствовать по непроходимым дебрям, чтобы открыть места нахождения золотой руды, а потом промывать сотни пудов песку и камней, чтобы выделить несколько крупинок благородного металла. Как золотоискатель, я могу передать потомству не труд мой, мои искания и лишения, радости и разочарования, а лишь ту драгоценную руду, которую я добыл».
Он добыл многое. Такого еще никто не добывал.
В своих широких и теплых ладонях благородное потомство бережно держит этот щедрый золотой дар, в упорном труде добытый неустанным Золотоискателем. Время перелистывает одну страницу жизни за другой, идет все вперед и вперед, но не тускнеет оставленный им золотой сплав, не меркнет его сияние, и сам он остается путеводной звездой нашего театра.