ОмГУ » Театральные горизонты » Сущность сложного характера
Сущность сложного характера
Мы еще часто не умеем наглядно раскрывать бога ген-шее содержание социалистического реализма на лучших образцах творчества. Театральной критике куда привычнее провозглашать его принципы и положения, отрывая их от живого и поучительного творческого опыта. А здесь, на необычном, казалось бы, по содержанию спектакле, предоставляется интереснейшая возможность показать, как верность принципам социалистического реализма обогащает талантливого художника.
В режиссуре И. Раевского, умной, сдержанной п строгой, так же как и в актерском исполнении, нет ничего внешне эффектного, показного, не обязательного, - она находит свои истоки в глубинных пластах жизни, стремится проникнуть в самую сердцевину тех отношений, которые сложились в условиях несправедливого, антагонистического общественного строя. Но при этом кажущемся внешнем самоограничении он достигает желаемой театральности, которая покоряет и волнует зрителя глубочайшей правдой рассказа о человеческих судьбах. Этой правде подчинено в спектакле все. И музыка К. Молчанова появляется в нем как бы для того, чтобы подхватить и усилить скорбную ноту жизни двух сценических героев. И предельно скромные, может быть, несколько необычные для нынешней мхатовской сцены, декорации художника Л. Батурина, создавая художественный образ спектакля, как бы приближают актера к зрителю, ничем не отвлекая его от течения жизни на сцене,
Словом, это спектакль подлинно мхатовской культуры. Он дает почувствовать, в чем заключены обаяние и сила жизнеутверждающего искусства Художественного театра. И отрадно, что спектаклем такого актерского и режиссерского художественного совершенства встречает театр приближающееся 100-летие со дня рождения Станиславского - вдохновенного поэта искусства жизненной правды, проникновенного и мудрого учителя сцены, всегда зовущего вперед, к новым рубежам, к новым горизонтам.