ОмГУ » Театральные горизонты » ТРАГЕДИЯ ТАЛАНТА
ТРАГЕДИЯ ТАЛАНТА
Пьеса «Милый лжец» написана вопреки всем канонам драматургии. Да и создана она, пожалуй, не столько драматургом Джеромом Килти, сколько двумя ее действующими лицами - Бернардом Шоу и знаменитой английской актрисой Патрик Кемпбел. Их подлинные письма, которые они писали друг другу на протяжении четырех десятилетий (1899-1939), и составляют содержание этой необычной пьесы. В ней ничего не происходит, кроме того, что два близких по духу человека перечитывают вслух старые свои письма. И это чтение неожиданно оказывается великолепным сценическим диалогом - живым, умным, острым, искрометным. И, более того, оно становится волнующим, драматически напряженным сценическим действием.
Как же прочли эту пьесу в письмах артисты Художественного театра А. Степанова и А. Кторов вместе с режиссером И. Раевским? Они прочли ее как талантливые художники-поэты, верные высокому общественному назначению искусства. И были вознаграждены за то благодарным откликом чуткого зрителя.
Казалось бы, интимная переписка, раскрывающая отношения известной актрисы и выдающегося писателя, не очень-то подходящий повод для создания пьесы н спектакля. И если все же решено было огласить эту переписку со сцены, то п пьеса н спектакль могли бы прозвучать в театре лишь в сугубо камерном ключе, нисколько не затрагивая тех вопросов жизни, на которые надлежит отвечать искусству.
Но так не случилось. Художественный театр нашел убедительное - и социальное и художественное - оправдание появлению на своей сцене столь необычной пьесы. И оправдание это сводится к тому, что за дружескими, интимными отношениями двух больших людей искусства видятся куда более значительные и драматические отношения художника и общества - буржуазного общества. Они-то и определили главное содержание спектакля. Трагедия таланта стала его ведущей темой.