ОмГУ » Театральные горизонты » Недавние встречи
Недавние встречи
На примере таких пьес, как «Весенний гром», становится особенно видно, что художественное открытие нового в окружающей нас действительности требует куда более смелого, более пытливого, талантливого исследования жизни, самых глубинных ее процессов. Именно при этом необходимом условии главное в жизни становится главным и в художественном произведении.
Никто не собирается упрекать драматургов за то, что в своих пьесах они выводят таких героев, как Герасим Маршалов. Это их право, и никто тут им не указ. Но выбор героя еще не решает судьбы произведения. Все дело в том, что следует дальше за этим выбором. А дальше, вот в чем беда, следует уже знакомая во многом схема. Авторы видят драматический конфликт в нарушении героем житейских, нравственных норм, сложившихся в нашем обществе, в несоответствии его дел и поведения призванию передового человека. Но для генерального направления художественного творчества более характерным является другой конфликт: когда герой вступает в решительную борьбу с преградами, возникающими на его пути. Движение к цели, а не отступление от пьес определяет природу характера героя наших дней. Именно с этим героем наше искусство и становится источником радости и вдохновения для зрителя.
Вспоминаешь свои недавние встречи со знатными людьми колхозной деревни и невольно сопоставляешь их жизнь и труд с увиденным в спектаклях. Совсем другие трудности, другие препятствия и конфликты приходится им преодолевать, чтобы еще ярче светили маяки их опыта. Им не знакома, да и не нужна бесконфликтная благодать, и путь их не так уж гладок. И чем больше разгорается слава этих героев, тем ответственное становится их положение. Им знакома не только радость, но и трудность славы. На виду всей страны не будешь топтаться на месте. И как ни высоки достигнутые рубежи, жизнь все дальше и дальше зовет к новым подвигам в труде. Не об этом ли говорили вы мне, дорогой Иван, знаменитый председатель знаменитого узбекского колхоза, в самый канун съезда?