ОмГУ » Театральные горизонты » Тема современности
Тема современности
Кажется, нет ничего легче драматургу вписать ни с того ни с сего в роль простого рядового человека какую-нибудь умную цитату и потом говорить: смотрите-ка, каков у него горизонт! Но Павлина Хуторная не пользуется такой подсунутой к случаю цитатой. Это ее глубоко личные убеждения, это она так думает, так чувствует, так живет. И запомнившуюся ей чужую мысль она приводит в подтверждение неоспоримой правоты своих твердо сложившихся взглядов. Так и сыграла этот небольшой эпизод артистка Ю. Борисова. И он стал самым сильным и самым волнующим эпизодом в ее роли. Перед нами раскрылось вдруг богатство возвышенной и чистой души совсем не возвышенной, казалось, героини: ведь она всего-навсего колхозная стряпуха. В этом-то и проявилась талантливость так счастливо растущей молодой артистки, захотевшей воспеть свою современницу.
Ее Павлина Хуторная как бы говорит, что новое в облике героини сегодняшней колхозной деревни не покажешь, как еще бывает порой на сцене, одев ее в самое модное платье, заказанное в лучшем городском ателье, или заставив танцевать танго вместо непринужденной старой «полечки». Новое куда глубже, значительнее, сложнее. Его надо искать в отношении к труду, к жизни, к окружающим людям, в понимании своего гражданского призвания и долга, в проявлении высокой, коммунистической сознательности.
Ясность цели придает смелость в творческих поисках нового. Ведь решилась же 3. Дановская в пьесе «Любка-Любовь», поставленной Центральным театром Советской Армии, показать встречу своей героини с мифической Афродитой - богиней любви и красоты. Этот художественный вымысел куда дороже чисто «протокольных» бытовых иллюстраций, не дающих никакой пищи для ума. Тем более что у вымысла этого совершенно реальная основа: живет на берегу моря в небольшом рыбацком селе гордая и независимая, самостоятельно мыслящая девушка, и что же удивительного в том, что над страницами книги о мифах Древней Греции она задумывается о красоте жизни, об идеале новых человеческих отношений.