ОмГУ » Театральные горизонты » На сцене театра
На сцене театра
Тема современности предъявляет художнику самые высокие, самые серьезные требования. Это понимал горьковский Маякин из «Фомы Гордеева», который рассуждал таким образом: «...ежели историческое представляют... тут правды но требуется, потому - дело прошлое и нас не касается... Верно или неверно - было бы здорово... Но ежели современность представляешь,- так уж ты не ври! И показывай человека как следует...»
Маякинская «эстетика» нашим театрам, да и драматургам, разумеется, ни к чему. Но думается все же, что слова этого горьковского персонажа: «...ежели современность представляешь, -так уж ты не ври!»-весьма точно попадают в адрес некоторых наших драматургов. Почему бы, например, не принять их на свой счет автору «Пяти вечеров» А. Володину, который так подчеркивает духовное убожество своих пришибленных героев, видит в окружающей действительности одну лишь унылую будничность? За сей нарочитый манерный пессимизм кое-кто из театральных критиков склонен видеть в этом авторе чуть ли не талантливого продолжателя чеховского направления в нашей драматургии. Неужели же так мелок п ограничен Чехов в их представлении?
Для истинно современного художника нет ничего увлекательнее поисков того нового, что рождается в жизни, в характере современника. Чем, например, привлекла внимание и зрителя и критики «Стряпуха» А. Софронова, поставленная Р. Симоновым на сцене Вахтанговского театра? Не тем ли прежде всего, что спектакль этот затрагивает те новые отношения, которые складываются в быту советского человека? Колхозная стряпуха Павлина Хуторная, раскрывая перед любимым человеком свой идеал любви, вспоминает индийскую поэтессу:
- Что такое любовь? - говорит Павлина.- Это - гордость! Я тебя всю люблю! Повернулась - люблю! В глаза посмотрела - люблю. Не вижу - люблю. Не слышу - люблю... Индийская поэтесса писала одна: «Я живу без тебя,- я живу для тебя». Вот она, гордая любовь! А другой я не хочу!