ОмГУ » Драматический театр » Русские последователи культурно-исторического метода
Русские последователи культурно-исторического метода
Русские последователи культурно-исторического метода, порывая со старой традицией, которая под историей литературы понимала историю «изящной» словесности, обращались к изучению всей массы словесного творчества народа. Отсюда присущий работам этих ученых (Пыпина, Пекарского, Тихонравова) интерес к изучению и публикации памятников фольклора, древнерусской письменности и литературы XVII-XVIII веков. Отсюда же интерес к старинной драме, к начальному периоду русского театра.
Пыпин, едва ли не самый крупный ученый культурно-исторической школы в России, так определял ее принципы и соответствующую им программу историко-литературных исследований: «Белинский писал историю художественной литературы, его точка зрения была эстетическая, и здесь новая разработка прибавила очень немного, а в тех исследованиях, на которые направились теперь историки, литература принималась уже в самом обширном смысле, не только художественная, но и всякая, и новая история становилась уже не столько историей литературы собственно, сколько историей образования, общественной жизни и нравов, - главный интерес ее был культурный, а не художественный» Ь
Исключительно велико в формировании научной театральной историографии значение работ Тихонравова. Один из крупнейших и талантливейших историков русской литературы, выдающийся источниковед и текстолог, обратившись к истории русского театра, решительно отстаивал мысль о происхождении русского драматического искусства из элементов театра, заключавшихся в языческих обрядах и играх. В работе «Начало русского театра» он писал: «Прежде, чем средневековая драма Западной Европы нашла себе доступ в нашу литературу, у нас уже успели развиться те элементы, которые приняли главное участие в образовании средневековой драмы: в народных праздниках и обрядных играх уже выделились отдельные эпизоды чисто драматического характера. История убеждает нас, что отдельные начала театральных представлений всегда и везде были одинаковы, что народная драма вырастает и обособляется в отдельное самостоятельное целое из этого обширного цикла эпической поэзии, который держится языческими преданиями народа».